Информация по вопросам консульского учета

Граждане Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, вправе встать на учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении.

Постановка российского гражданина на консульский учет в загранучреждении является сугубо добровольной, и осуществляется по его желанию вне зависимости от цели и срока пребывания за рубежом. Каких-либо ограничений для постановки россиянина на учет действующим законодательством не установлено. При этом факт постановки на учет либо отсутствие таковой не порождают для гражданина каких-либо правовых последствий.

Учет российских граждан в загранучреждении заключается в фиксировании консульскими должностными лицами предоставляемых гражданами своих контактных данных, которые в соответствии с законом используются в целях обеспечения прав, интересов и безопасности самих граждан. В частности, в случае возникновения в иностранном государстве какой-либо чрезвычайной ситуации сведения о месте пребывания гражданина, пусть даже кратковременного, о способах экстренной связи с ним или с его родственниками, могут иметь решающее значение.

Данные учета используются также для составления списков находящихся за рубежом избирателей и участников референдума.

Правила постановки граждан Российской Федерации на учет в дипломатических и консульских учреждениях утверждены Приказом МИД России от 17 августа 2011 г. N 15114. 

Постановка на учет осуществляется на основании заявления о постановке на учет, поданного гражданином на имя заведующего консульским отделом в отношении себя или иных граждан, законным представителем которых он является.

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения;
2) сведения о документе, удостоверяющем личность (в случае постановки на учет несовершеннолетнего ребенка, данные о котором внесены в паспорт родителя, указываются сведения о паспорте родителя). 
Реквизиты необходимо указать полностью;
3) адрес места жительства в Российской Федерации (при наличии);
4) адрес места жительства на территории консульского округа, телефон, адрес электронной почты (при наличии);
5) сведения о предполагаемом периоде временного нахождения либо постоянном проживании на территории консульского округа;
6) фамилия, имя, отчество, адрес места жительства в Российской Федерации или за ее пределами, телефон, адрес электронной почты родственников гражданина или иных указанных им лиц (при наличии).

Заявление о постановке на учет подается гражданином или его законным представителем лично либо направляется по каналам почтовой или факсимильной связи. Заявление также может быть направлено по каналам сети Интернет посредством электронной формы, размещенной на портале Консульского депортамента МИД.

Для постановки на учет посредством электронной формы перейдите по ссылке 

Обращаем Ваше внимание, что после завершения процедуры регистрации электронной формы Вы должны сообщить нам свои ФИО или регистрационный номер заявления по любому доступному Вам средству коммуникации (телефон, факс, почтовое отправление, электронная почта).

Замечания в отношении учета российских граждан, находящихся за пределами территории Российской Федерации

- Вышеприведенные правила не распространяются на постановку на консульский учет российских детей, усыновлённых иностранными гражданами, которая является обязательной и осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.04.2002 N 217, от 10.03.2005 N 123, от 11.04.2006 N 210).

- Консульский учет не является зарубежной аналогией регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства на территории Российской Федерации, которая носит обязательный для граждан Российской Федерации характер и осуществляется органами ФМС России в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Какой-либо юридической или логической взаимосвязи между этими двумя различными правовыми институтами российским законодательством не предусмотрено.

- Регистрационный учет российских граждан на территории Российской Федерации осуществляется ФМС России и ее территориальными органами в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, а также Административным регламентом предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 20 сентября 2007 года № 208. Указанные нормативные правовые акты не наделяют МИД России и консульские учреждения Российской Федерации полномочиями по снятию граждан, находящихся за рубежом, с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации.

Для снятия с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации необходимо обращаться в территориальные органы ФМС России. Адреса указанных органов, список требуемых документов и иная необходимая информация размещены на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.